Китайская Народная Республика (КНР) и Китайская Республика (Тайвань) похожи только на первый взгляд. Остров более 100 лет живет своей жизнью, и здесь чувствуется большое влияние американской и японской культуры. Чан Кайши, лидер Гоминьдана, бежал из Китая на Тайвань в 1949 году. Он создал новое государство, которое всегда стремилось сохранить суверенитет. Для жителей КНР были установлены ограничения на въезд. Их отменили несколько лет назад, и количество приезжих на Тайване резко возросло.

4 миллиона граждан КНР и более миллиона туристов из Гонконга каждый год приезжают в Тайбэй, чтобы посетить Музей Императорского Дворца - главную достопримечательность на Тайване.

Чтобы попасть в музей надо выстоять огромную и очень шумную очередь, но это того стоит. Во дворце хранится одна из самых крупных коллекций китайского искусства (600000 ценных предметов). Многие из них были вывезены из Запретного города в Пекине. В 1930-х годах, когда японская армия стала угрожать северному Китаю, директор дворца в Пекине собрал около 20 тысяч ящиков и решил переправить их на юг на поезде с вооруженной охраной. План был раскрыт, и произведения искусства пришлось перевозить по частям. Их прятали в частных домах, пещерах, туннелях и храмах. Некоторые экспонаты долгое время хранились в католической церкви Шанхая. Сотрудники музея ни на минуту не оставляли драгоценности без присмотра, благодаря чему в дороге не пропало ни одного предмета. После окончания войны Чан Кайши вывез на Тайвань небольшую часть коллекции. Его надежды на возвращение в Китай не оправдались, и он решил построить дворец, в котором можно разместить все артефакты.

Если жемчужиной парижского Лувра является портрет Джоконды, то в Национальном музее Тайбэя главным экспонатом считается жадеит «Капуста». Камень имел необычную форму, и неизвестный художник превратил его в произведение искусства, придав форму китайской капусты. Внутри «зеленых листьев» он спрятал кузнечика и саранчу - символы плодородия. «Капуста» находится в нефритовой галерее, и посмотреть на это чудо приходят тысячи людей. Второй самый известный экспонат музея – яшма в форме куска мяса.

Большинство туристов посещают дворец ради этих двух артефактов, но коллекция содержит еще много уникальных предметов - изделия из бронзы и керамики, скульптуры, картины, каллиграфию, а также старинные документы и рукописи.

В одной из комнат можно увидеть чрезвычайно редкую керамику «селадон», принадлежавшую императорской семье в 960-1127 годах. В мире сохранилось всего 70 штук селадона, и почти треть из них находится в Музее Императорского Дворца. Это настолько ценные вещи, что Фонд Рокфеллера когда-то предложил финансировать строительство музея в обмен на один селадон, но получил отказ.

В другом крыле есть предметы домашнего обихода времен династии Мин, в том числе чаша, сделанная из человеческого черепа, и вешалка из слоновой кости с 24 слоями резьбы, которая предназначалась для шляпы императора.

Один из самых удивительных экспонатов – крошечная лодка, вырезанная из камня. Фигурки и мебель можно увидеть только через увеличительное стекло, но больше всего поражает то, что окна в помещениях судна могут открываться и закрываться, а на дне лодки выгравированы 300 символов.

В музее есть нефритовые ожерелья и серьги, которым более 8000 лет, фарфоровые вазы династии Цин и Мин.

Для того чтобы сохранить такую грандиозную коллекцию предметов старины, понадобилось 20 лет. Национальный дворец-музей в Тайбэе открылся в 1965 году, то есть как раз в то время, когда в Китае уничтожались многие исторические памятники. Жители Тайваня считают, что они спасли сокровища Китая, а на материке многие называют это кражей. Тем не менее, в последние годы было проведено несколько совместных выставок, и Китай предоставил Тайваню некоторые артефакты.

Национальный Дворец-Музей находится в 30 минутах езды от центра Тайбэя. Для того чтобы избежать толпы, лучше приезжать вечером по пятницам и субботам. Плата за вход составляет 10 долларов. На территории дворца можно посетить «Шелковый ресторан», где подают блюда кантонской кухни.